Телеграмм канал RU FinOps Новости FinOps на русском языке

Подкаст "Монетизация" Деньги в Tech

Первые шаги FinOps на примере Yandex Cloud

Первые шаги FinOps на примере Yandex Cloud

Какой вопрос наиболее часто задают нам? Что сегодня вызывает наибольший интерес у большинства? В данной статье мы рассмотрим самый первый шаг во внедрении FinOps и ответим на вопрос “С чего вообще можно начать?”.

В странах СНГ облачные решения становятся все более популярными, благодаря множеству преимуществ, которые они предоставляют по сравнению с локальными серверами. Это приводит к увеличению прибыли у компаний-провайдеров. Например, отчеты Яндекса за второй квартал 2023 года свидетельствуют о росте выручки Yandex Cloud на 61% по сравнению с прошлым годом. По данным Яндекса, представленным на конференции Yandex Scale, количество коммерческих клиентов Yandex Cloud превысило 29 тысяч. В настоящее время вопросы безопасности облачных технологий, которые раньше были главными, отходят на второй и даже третий план, а на первое место выходят вопросы FinOps. 82% опрошенных респондентов интересуются, как сократить расходы на облака.

Yandex Scale

В русскоязычном сообществе FinOps довольно мало материалов на эту тему, и они разрознены. Ситуация усугубляется тем, что оплату счета по биллингу с одновременным прибавлением седых волос чаще всего осуществляет человек, являющийся профессионалом в сфере финансов и менеджмента, но не devops.

Выражения “неиспользуемые инстансы”, “volume”, “аллоцированные IP-адреса”, “CDN для статического контента” звучат прекрасно для тех, кто разбирается в контексте, но для тех, кто отвечает за оплату, это часто просто набор непонятных букв.
Так что же делать? Конечно, можно нанять FinOps-специалиста, заказать аудит FinOps или приобрести специализированное ПО. Но если хочется здесь, сейчас, самому и бесплатно?

Создайте таблицу в Excel или Google и начните записывать в нее ваши расходы на облака каждый месяц. Разберитесь в деталях биллинга, которые вам доступны. Для того, чтобы посмотреть детализацию расходов необходимо:

  1. Откройте консоль, для этого перейдите по ссылке https://console.cloud.yandex.ru. Примечание: здесь и далее мы приводим скриншоты и ссылки на примере Yandex Cloud, но сам подход можно применять для облаков от любого провайдера.
  2. Перейдите в раздел “Yandex Cloud Billing”

Yandex Cloud Billing

  1. В появившемся списке выберите необходимый платежный аккаунт

Yandex Cloud Account

  1. В меню слева выберете пункт “Детализация”

Yandex Cloud Detalisation

  1. Соберите данные за последние полгода, они станут отправной точкой. Для этого в графе “Потребление за” выберите соответствующий период. Например, сегодня 5 октября, тогда Вам нужно выбрать период с 01.04 по 30.09. Дополнительно выставите настройку “Группировка: по месяцам”. Наведите курсор, чтобы увидеть траты за соответствующий месяц.

Yandex Cloud Detailed View

  1. Запишите траты в сводную таблицу. Начальная версия таблицы может выглядеть примерно следующим образом.

Таблица облачных расходов

  1. Раз в месяц, отфильтруйте данные за предыдущий месяц и проанализируйте свои расходы. Занесите эти данные в таблицу с максимальной детализацией: по каталогам, облакам, сервисам, меткам. Для сбора таких данных переключайте соответствующие вкладки.

Yandex Cloud Detailed View

Вторым шагом свяжите расходы на облака с бизнес-метриками. Например, узнайте, сколько рублей вам стоит обработка одной покупки на сайте или сколько стоит dev-окружение для одного разработчика. Обсуждайте полученные данные каждый месяц с devops-специалистами, которые могут развернуть ресурсы в облаке, и с тем, кто отвечает за согласование и оплату счета. Вы начнете замечать, что вопрос “Как сократить расходы на облака?” превращается в такие вопросы, как “Почему мы тратим так много на сервис X?” или “Почему расходы на сервис Y увеличились в два раза по сравнению с прошлым месяцем?”, и так далее, а правильно поставленный вопрос это уже половина ответа.

Конечно, пресловутая «табличка» стала определенным объектом насмешек в профессиональном сообществе. Мы сталкиваемся с тем, что иногда FinOps специалисты при рекламе своих услуг используют лозунг близкий к знаменитой рекламе стирального порошка “Вы все еще ведете таблицу? Тогда мы идем к Вам!”. Но дело в том, что у большого количества бизнесов нет даже таблицы, а есть только округлившиеся глаза при получении очередного счета.

Ежемесячный анализ расходов, описанный выше, является лишь малой частью FinOps-практик, которые любой бизнес может внедрить. Но ведь никто не ожидает, что ребенок, который только начинает ходить, сразу сможет бежать?

Сегодня мы рассказали, как можно сделать первый шаг в мире FinOps без финансовых затрат. А чтобы помочь вам со вторым и третьим шагом мы анонсируем серию статей по FinOps практикам.