Телеграмм канал RU FinOps Новости FinOps на русском языке

Подкаст "Монетизация" Деньги в Tech

FinOps в России

FinOps в России

Есть ли FinOps в России?

Термин FinOps (Cloud Economics, Cloud Financial Management) для российского рынка ИТ совсем новый, но это только пока. При этом в России хорошо понимают, как важно оптимизировать ИТ-затраты: на рынке консалтинга множество подобных предложений, а на профильных конференциях об этом говорится примерно в каждом десятом докладе.

Чтобы дать ответ на вопрос «Есть ли FinOps в России?», предлагаем рассмотреть различные сценарии использования облачной инфраструктуры и связанные с ними задачами по оптимизации затрат. Мы проанализировали, что говорят и пишут о FinOps в Рунете и учитывали даже те случаи, когда сам этот термин не используется. Все выводы — наши гипотезы.

Традиционный сценарий — частное облако

Частное облако (private cloud), построенное с помощью различных технических стеков (от VMWare до Openstack), крайне популярно в России. Для этого сценария характерны различные инициативы по оптимизации на уровне железа и платформы.
Примеры таких инициатив:

  • Миграция c проприетарных серверов на X86;
  • Миграция на open-source платформы;
  • Использование различных tier-оборудования под задачи разной критичности.

Для этого сценария свойственны крупные проектные инициативы по оптимизации, которые часто формируются в рамках масштабной трансформации.

Сценарий «Новичок в облаках»

Следующий сценарий — использование публичных облаков для некритичных задач (например, тестирование и прототипирование) или изолированных проектов.
Вот несколько примеров:

В этом сценарии элементы FinOps-модели могут внедряться компанией интуитивно, и активности не носят систематический характер.
Закупка зарезервированных мощностей, тегирование ресурсов и построение простых дашбордов для мониторинга стоимости — с этого обычно начинается FinOps. Эти задачи выполняют специалисты со смежными ролями (DevOps-инженерами, разработчиками, менеджерами проектов), а зоны ответственности между департаментами финансов, поддержки и разработки размыты.

Для этой ситуации FinOps скорее исключение: траты на облако незначительные, команды разработки еще учатся «готовить» и использовать облачную инфраструктуру, а финансы справляются с управлением по старой парадигме, но в один день облачный счет становится проблемой:

Когда облачный счет становится проблемой

Сценарий «Продвинутый в облаках»

Пример таких компаний:

В этом сценарии существенная часть систем компании находится в облаке и момент, когда облачный счет станет проблемой - дело времени. В отличии от западной практики, FinOps в этом сценарии все еще исключение. Только начинают появляться компании, в которых FinOps выделен как полноценная функция (напр. DINS), и со временем таких компаний станет больше.

Проблемы, которые могут возникать в этом сценарии:

  • Аллокация затрат различных департаментов / проектов;
  • Аллокация затрат для общих (shared) ресурсов;
  • Выбор оптимальной конфигурации вычислительных ресурсов с точки зрения стоимости и производительности (rightsizing);
  • Бюджетирование.

Нативные инструменты мониторинга трат у российских облачных провайдеров

Важный показатель зрелости облачного провайдера — наличие собственных сервисов для мониторинга или, шире — исследования данных стоимости (cost explorer).

Активнее всего про свои инструменты рассказывает Yandex.Cloud. Известно про следующие возможности платформы:

  • Фильтрация и группировка cost-данных по: сервисам, временным интервалам, продуктам и лейблам (тегам);
  • Автоматизация выгрузки биллинг-данных в объектное хранилище для дальнейшего анализа с помощью различных инструментов;
  • Создание и мониторинг бюджетов.

У Sbercloud есть сервис для управления тегами Tag management service.
У Mail.ru Cloud Solutions есть сервис биллинга, но из документации сложно сделать вывод о возможностях сервиса. У остальных облачных провайдеров тема мониторинга трат практически не упоминается.

Похожая ситуация с инструментами была на международном рынке облаков. Нативные инструменты не позволяли получить нужную гранулярность данных и использовать их для анализа. Некоторые компании инвестировали в разработку собственного решения для мониторинга затрат.

Глобальные облачные провайдеры начали активно развивать собственные нативные инструменты несколько лет назад, когда FinOps стал важным конкурентным преимуществом.

Что будет дальше

Объем рынка облачных услуг в России стабильно растет на 20-30% из года в год. Средний чек клинета Yandex.Cloud за 2020 год вырос в 3 раза.

Эти факторы говорят об адаптации к облачным технологиям, но не о качестве использования облаков. Облачная модель становится эффективной при правильном использовании (то, что называется емким термином cloud native). Чтобы FinOps модель начала работать, а новая культура потребления встроилась в ДНК компаний, необходимы системные изменения в модели управления ИТ.

Драйвером таких системных изменений выступает конкуренция на рынке: она мотивирует компании использовать больше новых инструментов и при этом сокращать затраты. Компании, которые используют облака не ради формальности, и получают от них реальное преимущество, наконец появляются и в России.